Денис Богуш
Bohush Communications,
www.bohush.org
В настоящее время 200 стран конкурируют не только за рынки, инвестиции, ресурсы, но и за уважение и внимание. Системное построение стратегий развития и успешных коммуникаций в эпоху кризиса позволяет связывать видение будущего развития территории с постоянно изменяющейся реальностью.
В современном быстроизменяющемся мире стремительно растет стоимость нематериальных активов – брендов, имиджей, информации, знаний. Также, особенностью нашего времени является глобализация и тенденция к «стиранию» границ государств. Важным фактором, определяющем место региона в мире, становится его присутствие в виртуальном символическом пространстве массовых коммуникаций. Также вместе с имиджевой составляющей на первый план выходит контроль за репутационными рисками как для регионов так и организаций. Такой контроль возможен на базе комплексного научного подхода как в разработке, так и реализации.
В такой ситуации становится актуальной конкуренция не только стран, но и городов, мегаполисов за долю потребителей, туристов, инвестиций, уважения и внимания. Мегаполисы становятся точками притяжения и международного соперничества в области капиталов, талантов, впечатлений и славы.
Важным элементом стратегирования территории является повышение показателей конкурентоспособности товаров и услуг, предприятий, региона, долгосрочной стратегии развития. Конкурентоспособность территории, региона определяется следующими факторами – ростом экономики, обороноспособностью, активностью на внешних рынках, уровнем науки и технологий, ресурсным потенциалом, а также лидерством в региональных и международных сообществах.
Эффективный бренд территории и позитивный имидж – являются стратегическим элементом конкурентоспособности стран, территорий. А конкурентоспособность и благосостояние населения, в последнее время, являются самыми главными маркерами успешности стран, территорий.
Методология стратегии и брендинга
Методология разработки стратегии и брендинга территорий базируется на оригинальной методологии Bohush Communications, которую можно представить себе в виде пирамиды.
Стратегия развития территории имеет иерархическую структуру: на вершине пирамиды находится видение и цели, миссия и потенциалы, определяющие философию развития территории, региона, города. Следует отметить необходимость наличия научного подхода для построения этой конфигурации и иерархии. Философия развития трансформируется в два практических сегмента стратегии: организационную и коммуникационную части (нижняя часть пирамиды) (рис 1.).
Организационная часть предусматривает оценку потенциалов и ресурсов территории, разработку стратегических планов и программ, экономические модели и инновационные подходы к развитию территории. Устойчивое развитие экономики, инфраструктуры, повышение безопасности, развитие образования и культуры. Разработка экологичной среды обитания (условий жизни) человека. Оформляется эта часть в генеральный план или мастер-план.
Коммуникационная часть предусматривает улучшение имиджа лидера территории (от Президента до мера города), разработку эффективной информационной политики, улучшение имиджа и репутации территории, региона и города. И на базе этого эффективный брендинг территории – капитализация возможностей, туристических, инвестиционных потоков, визуальные и вербальные атрибуты бренда – логотип, слоган и пакет коммуникационных проектов.
Стратегия территории – с чего начать?
На первых этапах разработки стратегии развития необходимо провести стратегическую диагностику или аудит территории, в которую входит сбор информации связанной с оценкой ресурсов территории, определением потенциалов и анализом существующих стратегий и программ.
В этой ситуации важен научный подход, умение прогнозировать и иметь глобальное видение на среднесрочный и долгосрочный периоды.
Очень важно определить, какие векторы развития уже заданы, какое проблемное поле и как можно вносить изменения или коррекции. В этом контексте важно определить границы пределов развития. Также важен адекватный алгоритм принятия решений у тех, кто занимается проектами развития.
Стратегическое планирование – важная управленческая функция для определения как вектора развития, так и внедрение векторов повышения конкурентоспособности территорий на долгосрочный период.
Благосостояние и уровень жизни населения важно определить, как основную цель стратегий развития территорий, особенно это становится актуальным в долгосрочных стратегиях развития с горизонтом в 15-25 лет.
Благосостояние возможно, по нашему мнению, если население может питаться соответственно своим вкусам, обеспечено личным жильем, имеет возможность сохранять и улучшать здоровье, свободно перемещаться в любимые места или мобильно, удовлетворяет свои культурные и духовные потребности, а также живет в комфортной и безопасной среде обитания. В этом контексте соответственно обеспечивается сохранение ресурсов и базис развития для будущих поколений.
Основа для благосостояния населения в контексте стратегий устойчивого развития возможна благодаря следующим факторам: достаточному уровню занятости населения, повышение доходов, высокими поступлениями платежей и налогов в экономику региона, и конечно, высокими прибылями и инвестициями. Эти факторы являются важными для поддержания высокой конкурентоспособности и продуктивности региона.
В последнее время в контексте регионального развития становится особо актуальной конкурентоспособность регионов, мегаполисов. В ситуации особо острой конкурентной борьбы устойчивое развитие является важнейшим вектором достижения благосостояния жителей.
В методологии оценки конкурентоспособности (The Global Competitiveness Report 2011–2012, World Economic
Forum Geneva, Switzerland 2011) все факторы объединены в 12 контрольных показателей (рис 2.),
определяющих глобальную конкурентоспособность, это:
- Качество институтов и институций
- Инфраструктура
- Макроэкономическая стабильность
- Здоровье и начальное образование
- Высшее образование и профессиональная подготовка
- Эффективность рынка товаров и услуг
- Эффективность рынка труда
- Развитость финансового рынка
- Уровень технологического развития
- Размер внутреннего рынка
- Конкурентоспособность компаний
- Инновационный потенциал
Общая конкурентоспособность страны состоит из конкурентоспособности регионов, те в свою очередь от конкурентоспособности предприятий, в основе – конкурентоспособность отечественных товаров (рис.3)
Также стоит отметить метологию Циндиникс (системный контроль локальных и глобальных рисков). Этот многосистемный подход учитывает экономическое развитие как территорий и регионов, так и человека в экосреде в частности. В данной системе учитывается 20 показателей конкурентоспособности регионов.
(Форум ЭКО-2 Наука, Севастополь, Украина, 2013, www.eco-2.org)
Что же необходимо сделать для достижения большинства из вышеперечисленных факторов развития и конкурентоспособности региона?
Во-первых, важна эффективная экономическая структура: активность кластеров, эффективная индустриальная инфраструктура, новые продукты и услуги с высокой добавленной стоимостью, уровень международной активности, комфортная бизнес-среда, построение эффективного рынка товаров и труда, индустриальных парков, техно- и социополисов. Повышение активности экспорта наряду с привлечением прямых иностранных инвестиций. Сокращение разрыва между минимальными и максимальными заработками в стране и укрепление среднего класса;
Во-вторых, построение эффективной системы коммуникаций в регионе. Это и транспортная инфраструктура и информационно-телекоммуникационные сети. На базе этого региональная открытость и эффективная информационная политика. Повышение международной активности и активное участие в глобальных коммуникаций.
В-третьих, это инновационная активность. Развитие на базе наработанных связей между кампаниями и научно-исследовательскими центрами и институтами, международными научными сетями и фабриками мысли (Think-tanks). Высокий уровень системы внедрения креативных разработок региональных институтов и университетов. Значительное инвестиции в образование, а также непрерывное повышение квалификации кадров.
В-четвертых, это эффективное использование человеческих ресурсов, высококвалифицированной рабочей силы. Системы обучения и подготовки кадров, стимулирование креативных разработок в контексте экономики знаний. Адаптация и переквалификация под новые проекты и специальности. Поиск и привлечение высокоспециализированной рабочей силы под инновационные проекты. Построение инфраструктуры знаний и обеспечение человеческим капиталом, улучшение качества, оперативности и прозрачности управления и администрирования. Взаимообусловленность заработной платы производительности труда и налогов.
В стратегировании также необходимо учитывать идеальные ожидания, возможные максимальные страндарты жизни и среды обитания.
Например, если взять модель «идеальный город», она должна быть создана в первую очередь для людей. Это значит, что развитие города происходит сбалансированно для максимального удовлетворения потребностей человека и для достижения высокого качества жизни.
В свою очередь качество жизни в городе определяется возможностями для творчества, профессиональной реализации и проживания в экологически чистой и социально безопасной среде.
На сегодняшний момент маркерами идеального города являются:
- Гармоничное объединение старого и нового в архитектуре города
- Развитые районы с определенными функциональными характеристиками
- Доступное жилье, доступная стоимость проживания и безопасность жителей
- Приоритет передвижения пешком
- Значительное количество общественных мест для общения
- Приоритет общественного транспорта перед частным автомобильным
- Чистый, экологичный город
- Люди с высоким уровнем творческого и профессионального потенциала
- Развитое международное транспортное сообщение и телекоммуникации
- Достаточное количество мест культурного отдыха и развития
(также см. дополнение Принципы устойчивого развития территорий, материалы Википедии)
Уже разработанные коммуникационные стратегии, стратегия развития города, – это начало длительного и сложного процесса их реализации и мониторинга. Многое необходимо сделать для того, чтобы город и регион достиг поставленных в стратегии целей и развивался как динамичный, экономически сильный и привлекательный город (регион).
Для успешной реализации стратегии городского развития, в силу его сложности и
комплексности, необходимо формирование системы стратегического управления, включающей планирование, организацию, мотивацию и контроль.
Построение элементов стратегического управления должно соответствовать следующим принципам:
- планирование построено таким образом, чтобы текущая деятельность была подчинена достижению долгосрочных целей;
- организационное построение должно соответствовать целям и задачам стратегии;
- механизмы мотивации должны строиться на основе устойчивых партнерских связей между участниками реализации стратегии и содействовать интеграции их интересов;
- система контроля должна обеспечивать контроль за достижением как тактических, так и долгосрочных целей.
Таким образом, процесс стратегического управления охватывает всю цепь действий, начиная со стратегического и оперативного планирования, создания организационной структуры управления, формирование механизмов мотивации, реализацию программ и проектов и мер стратегии, заканчивая оценкой эффективности результатов реализации.
Пять принципов стратегирования территорий:
- Эффективная современная методология стратегирования – залог успеха
- Реалистичный взгляд, оценка, диагностика и аудит потенциалов и возможностей
- Учитывать изменения – глобальные и локальные
- Высокий профессионализм и богатый опыт разработчиков стратегий, инновационный подход
- К разработке стратегии необходимо привлекать местные кадры, для последующего успешного воплощения проектов
Современный контекст
На сегодняшний день мировой кризис обозначил несколько тенденций:
Конкуренция стала жестче. Сегменты потребления уменьшаются как в мире, так и в различных сферах. Конкурентная борьба преимущественно переходит в информационную сферу и становится технологичнее и агрессивнее.
Изменяются подходы и парадигмы. В связи с ускорением прогресса и кризисных процессов – принципиально меняются правила игры в экономике, политике, бизнесе. Все, кто привлекает новейшие технологии и подходы или адекватные старые – выйдут из кризиса с наименьшими потерями.
На первый план выступают адекватные стратегии. Тот, кто имеет стратегию, знает, что делать в будущем, обладает необходимой информацией и данными – находится в принципиально выигрышном положении по сравнению с другими.
Весь мир в поиске новых идей, ресурсов и возможностей. Накопленные финансовые ресурсы многие стараются вложить в инновационные проекты, которые позволят выжить после кризиса. Большинство коротких проектов не дают тех прибылей и возможностей, которые были даже пол года назад.
Каждый сам за себя. Надежда на государство, вышестоящие инстанции, финансовую систему и глобальную заинтересованность в региональных проектах тает на глазах. Кто как подготовился, или имеет соответствующие стратегии, ресурсы и технологии – сможет выжить. Хотя тактически строятся всевозможные объединения и сети коммуникаций различных уровней.
В этих условиях формирование и продвижение позитивного имиджа государства и брендинг территории является дополнительным фактором и инструментом для продвижения новых возможностей и ресурсов территории в изменяющихся условиях.
Это позволяет заявить о своих потенциалах и привлечь дополнительные финансовые и интеллектуальные ресурсы.
От информационной политики до брендинга
Государства, регионы и отдельные города, в наше время, проводят масштабные проекты по созданию собственных брендов и улучшению имиджа.
Каждый регион в мире, имеет свой имидж и является брендом. Создание позитивного международного имиджа и брендинга является одной из ключевых задач, которые ставит перед собой, в наше время, каждое государство, регион, город, который стремится обеспечить своим гражданам достойный уровень жизни, а также стать активным участником международного сообщества. Удачный брендинг территории позволяет эффективно бороться за мировые инвестиционные и туристические потоки. Также эффективный брендинг государства является элементом национальной безопасности страны в современных условиях.
Рис.4
Имидж территории – образ и ассоциации, возникающие при вспоминании о территориальной единице. | Позиционирование – место региона, города в сознании целевых аудиторий, наряду с конкурирующими территориальными единицами. |
Репутация – набор уникальных характеристик, показателей, транслируемых среди целевых аудиторий. | Бренд – набор уникальных характеристик территориальной единицы измеряемых в экономических величинах (оценка бренда) |
Факторы имиджа страны, по моему мнению, можно разделить условно на внутренние и внешние. Внешними можно назвать: внешнюю политику страны, национальные интересы и приоритеты, членство в международных организациях, развитие отношений со стратегическими партнерами, инвестиционный климат и т.п. Внутренние факторы это: благосостояние населения, соблюдение конституционных прав каждого гражданина, уровень коррупции, уровень преступности, уровень теневого сектора экономики, социальное самочувствие и т.п.
Также важными являются психологические аспекты восприятия положительного имиджа страны, такие как: гордость за страну, желание в ней жить, защищать, счастье, комфорт и проекция своего будущего со страной. Извне, это: любопытство страной, желание приехать в неё, делать в ней бизнес и вкладывать средства, комфорт и безопасность связанные с территорией.
По методологии оценки брендов стран и территорий Саймона Анхолта ( Simon Anholt, Brand Hexagon 2002) оценка по шести показателям: туризм, экспортируемые бренды, инвестиции и иммиграция, культура и обычаи, население, внешняя и внутренняя политика (рис.5).
Показатели оценки репутации страны (методология Reputation Insitute, CountryRep)
Географическая привлекательность
Культурная привлекательность
Глобальный привлекательность
Финансовая привлекательность
Привлечение потребителей (потребительская привлекательность) :
Политические привлекательность страны
Экономическая привлекательность
Привлекательность бренда (рис.6)
Брендинг региона неотделим от процессов повышения его конкурентоспособности, так как бренд по своей природе является демонстрацией конкурентных преимуществ и, соответственно, большей стоимости. Брендировать – это значит добавлять большую стоимость.
Брендинг города – процесс повышения конкурентоспособности города путем создания позитивного образа (имиджа) города, демонстрации конкурентных преимуществ, эффективных сообщений целевым аудиториям об уникальных способностях и отличиях города на региональном, национальном и международном уровнях средствами массовой коммуникации.
Основой для формирования имиджа и бренда города являются визуальные и вербальные идентификаторы. Во-первых, это официальные символы города – герб, флаг, гимн, а также современные идентификаторы – логотип и слоган города, цветовая гамма. Если герб города имеет элементы сакральных символов города по геральдическим канонам, то современный логотип по правилам современной рекламы и коммуникаций отображает квинтэссенцию эмоциональных, психологических впечатлений от восприятия образа города. В современном мире логотип и слоган в кратчайшее время дают информацию про бренд, и содействуют наилучшему запоминанию среди аналогов (рис.7)
Этот подход в том числе базируется на позитивных ассоциативных рядах, которые закрепились за многими странами и городами мира.
Например, Швейцария – часы и банки, Германия – машины, Австралия – кенгуру, Испания – коррида, фламенко, Великобритания – чай, королева, Франция – вино, шампанское, коньяк, мода, Италия – макароны и пицца, Австрия – горные лыжи, Япония – машины, телевизоры, боевые искусства, Китай – производство любых дешевых товаров и т.д.
Также может быть связь не только с предметами, продуктами и торговыми марками территории, а и с эмоциональными и ментальными характеристиками. Например, надежность это – Швейцария, страстность, темпераментность (Испания), медлительность (Эстония), традициозность (Великобритания), идеи и технологии (Германия), сила и свобода (США) т.д. Соответственно для каждой страны или города можно составить психограмму с набором характеристик, на базе проведенных исследований.
Также некоторые страны выбирают одну характеристику, в которой они позиционируют себя в мире на лидирующих позициях и промотируют ее в международное сообщество, делая всевозможные рейтинги. Как пример можно привести США и уровень демократии, и Россию – интегральная мощь государства.
Также, в этом контексте, в ассоциативных рядах закрепляются и цвета за некоторыми странами и городами. Красный (Китай), черный (Испания), желтый (Египет), белый (Греция), оранжевый (Голландия), зеленый (Иран).
Это все визуальные, смысловые атрибуты брендов стран, которые можно использовать и развивать для капитализации возможностей.
Лидерство в любой важной области, даже победа в конкурсах и спортивных соревнованиях может быть элементом формирования положительного имиджа и быть элементом брендирования страны. Качество имиджей, информации и виртуальных факторов влияет на котировки на биржах, цены, решение правительств, распределение ресурсов и т.п.
При разработке бренда территории, города важно определить основные целевые аудитории для коммуникации.
Также следует отметить основные потоки, на которые можно влиять с помощью имиджевых инструментов и брендинга
Эффективный брендинг региона дает возможность контролировать и управлять тремя видами потоков – туристическими, инвестиционными и миграционными на региональном, национальном и международном уровне (см.рис. 8)
Рис 8. Целевые аудитории для брендинга (Методология Bohush Communications, 2006)
Региональный уровень | Национальный уровень | Международный уровень | |
Туристический имидж | |||
Инвестиционный имидж | |||
Социо-культурный (миграционный) имидж |
В результате успешного брендинга территории контроль над этими потоками возможен с помощью коммуникационных проектов и четко определенных целевых групп на региональном, национальном и международном уровне. На базе этого подхода строится экономическая модель брендинга.
Важное значение мы уделяем коммуникативным возможностям города, региона, правильной презентации и продвижению на этих уровнях. Неотъемлемой частью коммуникационной стратегии является эффективный имидж лидера региона и города, стабильная политическая власть.
Имидж лидера (мера) города территории. Удачный брендинг территории, прежде всего, зависит от публичной активности политического лидера территории, его активного участия в региональных и центральных событиях, позитивного имиджа в городе и стране. То есть, другими словами, необходима активность мэра города и грамотная работа его пресс-службы и PR-департамента.
Известность как внутри страны, так и за ее пределами (и, кстати, привлечение инвестиций) имеют возможность получить как раз те регионы, у которых яркие, амбициозные лидеры. Именно у таких президентов, мэров есть возможность быть постоянными ньюсмейкерами, что весьма важно в нашем информационном обществе.
Если рассматривать страну или город как единую систему, организм и согласно трем видам потоков, на которые можно воздействовать с помощью брендинга (туристические, инвестиционные, миграционные), то можно разделить любую территориальную единицу на три уровня субъектов территории. В зависимости от уровня можно говорить о разном способе контроля потоков.
Условно их можно назвать – «яркие», «сильные» и «главные» (методология Bohush Communications)
Например, при рассмотрении страны, можно говорить о столице, как о «главном» городе, в который могут привлекаться все три вида потоков (туристы, инвестиции, мигранты) (рис.9).
На втором месте можно говорить о «сильных» городах (промышленные и деловые центры), в которые, прежде всего привлекаются инвестиционные потоки.
И специализированно для туристических потоков выбираются «яркие» города, которые могут не иметь развитой промышленности и т.д., но зато имеют «яркие» туристические объекты, которые известны далеко за пределами этой страны.
Таким же способом можно зонировать и город на «центральные», «сильные» и «яркие» районы или зоны.
«яркие» – туристические и культурные объекты
«сильные» – деловая, офисный центр или промышленная зона
«глвные» или «центральные» – в которых может быть максимальная концентрация всех вышеперечисленных объектов. Яркие, сильные, главные – это в соответствующем смысле маркеры территории.
Если постараться оценить стоимость бренда территории, региона, страны, то необходимо учитывать и стоимость брендов – отраслевых, региональных, национальных. Интегральная суммарная составляющая – важный показатель для оценки бренда территории. Часто она является частью бренда «MADE IN …» но только в бизнес-коммуникациях. Политические, социальные и культурные составляющие – отдельные факторы для оценки бренда территории.
В итоге отметим, что во время кризиса необходимо направлять ресурсы не только на поддержание жизнеобеспечения и выживания, но и на разработку стратегий и брендов.
Пять принципов территориального брендинга
- уникальность идентичности региона может быть важнейшим драйвером в брендинге территорий
- рациональный подход к контролю туристических, инвестиционных и миграционных потоков – ключ к успешному управлению брендом.
- Активность поведения лидера территории активно может влиять на капитализацию бренда
- Четкое разграничение понятий – имидж, позиционирование, репутация и бренд – позволяет максимально использовать возможности каждого.
- Активная информационная политика и реклама – важнейший инструмент для продвижения территории.
Дополнения
Определение терминов
Стратегическое планирование — это процесс создания алгоритма действий, нацеленных на выполнение стратегических задач на среднесрочную (3-5 лет) и долгосрочную (10-30 лет) перспективы.
Основой стратегического планирования является расчет наилучшего использования национальных ресурсов для максимального ускорения движения в стратегическом направлении.
Научное стратегическое планирование является единственным инструментарием для обеспечения бескризисного развития экономики в направлении устойчивого роста качества жизни.
Стратегия города – это общее направление (вектор) будущего развития города, путеводная линия, которой местное сообщество придерживается в конкретной ситуации; это обозримая перспектива, разделяемая членами городского сообщества и реализуемая в их намерениях и действиях.
Выбор ключевых направлений развития, интегрирующий главные цели города, политику и действия городского сообщества в некое согласованное целое.
Системное построение стратегии позволяет связать видение будущего развития города с целями конкретных программ, которые,в свою очередь, конкретизируются в проекты и мероприятия. Таким образом, достигается високий урівень связи стратегического и оперативного управления и обеспечивается трансляцию стратегических решений на уровень исполнения.
Стратегический план – план (траектория) наилучшего использования ресурсов для максимального ускорения движения (развития) в контексте разработанной стратегии.
позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей
Устойчивое развитие (англ. sustainable development) — процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.
Глубинная сущность перехода к устойчивому развитию заключается в выживании человечества и одновременном сохранении биосферы, иными словами, в сохранении биосферы и цивилизации.
(Материал из Википедии).
Генеральный план (англ. Urban plan, Master plan, City plan)
— проектный документ, на основании которого осуществляется планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий, а также еще это научно обоснованный перспективный план развития города
Бренд (англ. brand)– это последовательный набор функциональных, эмоциональных, психологических и социальных обещаний целевой аудитории, которые являются для неё уникальными и значимыми, и наилучшим образом соответствуют её потребностям. Самые важные элементы бренда: отличие от других, достижение конкурентных преимуществ и возможность устанавливать повышенную (рremium) цену.
Брендинг города – процесс повышения конкурентоспособности города путем создания позитивного образа (имиджа) города, демонстрации конкурентных преимуществ, эффективных сообщений целевым аудиториям об уникальных способностях и отличияхгорода на региональном, национальном и международном уровнях средствами массовой коммуникации.
Брендинг города является важным элементом обеспечения социальной стабильности. Это достигается за счет того, что брендинг повышает уровень самооценки местных жителей, делая их проживание более комфортным и менее конфликтным.
Брендинг города позволяет власти и деловым кругам наиболее эффективно взаимодействовать с разными целевыми группами: инвесторами, межрегиональными и экспортными рынками, населением, туристами. Он переводит стратегические преимущества территории на язык, который понятен этим группам, и во многом усиливает значимость этих преимуществ.
Имидж города – это образ города в сознании целевых аудиторий на региональном, национальном и международном уровнях. Имидж города состоит из инвестиционной, туристической и миграционной составляющих.
Инвестиционный имидж – комплексное отображение разных аспектов инвестиционного климата в представлении инвесторов как потенциальных, так и существующих.
Инвестиционный климат – комплекс объективных условий инвестирования, который состоит как из экономических, так и политических и социальных компонентов, в том числе: природные ресурсы, рабочая сила, законодательство.
Книга бренда (brand book) – документ, методические рекомендации, в котором изложены условия и правила использования логотипа города и атрибутов бренда.
Позиционирование – место бренда среди конкурентов в сознании целевых аудиторий.
Слоган – слово, словосочетание или лаконичная фраза, которая легко запоминается, определяет суть рекламного сообщения и позиционирование бренда.
Туристический имидж – комплексное отображение имиджа города в представлении существующих и потенциальных туристов.
Целевые аудитории – это группы общественности, которые определены для коммуникации в рамках коммуникационных и PR-программ.
Рекомендуемые работы автора по данной тематике
- Будущее имиджа Украины, 2007 http://www.pravda.com.ua/news/2007/11/5/66346.htm
- Стратегічний пакет для України, 2007 http://www.pravda.com.ua/news/2007/5/16/58781.htm
- Инвестиционный имидж и климат в Украине http://www.bohush.org.ua/publikacii/detail.php?ELEMENT_ID=403
- Можливості покращення іміджу України в контексті ЄВРО-2012, 2009 http://blogs.pravda.com.ua/authors/bogush/4b0b07351a45d/
- ”Шедеври” брендінгу країн і міст, 2009 http://blogs.pravda.com.ua/authors/bogush/4b029c52d6e15/
- Імідж України: український космос, 2009 http://blogs.pravda.com.ua/authors/bogush/4accccd946504/
- Имидж Украины в Санкт-Петербурге, 2009 http://blogs.pravda.com.ua/authors/bogush/49d7ac5503809/
- Стратегія та брендінг міста під час кризи, 2009 http://blogs.pravda.com.ua/authors/bogush/49b8edcc6f687/
- Брендинг регионов: Одесса http://www.bohush.org.ua/publikacii/detail.php?ELEMENT_ID=88
- ЕВРО-2012. Стратегия коммуникации http://www.bohush.org.ua/publikacii/detail.php?ELEMENT_ID=101
- Продвижение и брендинг города-курорта Трускавец, 2010 http://www.bohush.org.ua/publikacii/detail.php?ELEMENT_ID=421
- Международный имидж Украины: проблемы и перспективы http://www.bohush.org.ua/publikacii/detail.php?ELEMENT_ID=398
- Імідж України: можливі перемоги і поразки http://blogs.pravda.com.ua/authors/bogush/4b98e6a5373fc
- Промо-кампании в медиа Европы с Bohush Communications, 2011 http://www.bohush.org.ua/publikacii/detail.php?ELEMENT_ID=482
- Как Украине попасть в хорошие рейтинги?, 2011 http://www.bohush.org.ua/publikacii/detail.php?ELEMENT_ID=451
- Имидж Украины – взгляд из Европы, 2011 http://www.bohush.org.ua/publikacii/detail.php?ELEMENT_ID=429
- Промо України в Європі та наш імідж в світових медіа, 2011 http://blogs.pravda.com.ua/authors/bogush/4eb4233fde010/
- Ще раз про імідж та ЄВРО-2012, 2011 http://blogs.pravda.com.ua/authors/bogush/4d9f3c4b053b3/
- 4 пункта, которые позволят Азербайджану повысить свой рейтинг http://www.echo-az.com/index.php?aid=14645
- Важно сломать стереотипы на Западе относительно Азербайджана и Украины http://www.aze.az/news_ukrainskiy_polittexnoloq__64463.html
- Investment image and climate of Ukraine, 2010 http://www.bohush.org.ua/eng/publikacii/detail.php?ELEMENT_ID=410
- Ukraine’s image – a view from Europe, 2011 http://www.bohush.org.ua/eng/publikacii/detail.php?ELEMENT_ID=430
- How can Ukraine get into good ratings?, 2011 http://www.bohush.org.ua/eng/publikacii/detail.php?ELEMENT_ID=457
- Promo-campaign in European media with Bohush Communications, 2011 http://www.bohush.org.ua/eng/publikacii/detail.php?ELEMENT_ID=484
Принципы устойчивого развития территорий (материалы Википедии):
- В новых населенных пунктах или кварталах городов создается гуманная этажность жилых объектов (не выше 5 этажей), планировочные решения учитывают создание удобной транспортной инфраструктуры, легкую доступность административных, деловых и торговых центров, социальных учреждений;
- Застройка ведется по принципу ячеек, то есть создаются зеленые дворы, детские площадки; деловые кварталы с высотным строительством отделяются от жилых зеленых районов.
- При создании транспортной инфраструктуры предпочтение отдается наиболее приемлемому с экологической точки зрения транспорту (троллейбусы, трамваи, фуникулеры, надземные и наземные электропоезда и т. д.); серьёзное внимание уделяется развитию общественного транспорта; стимулируется и поддерживается пользование велосипедами.
- Выполняется достоверный расчёт парковочных мест вблизи жилых массивов и административно-деловых центров в привязке к демографическому и экономическому развитию региона;
- Большое внимание уделяется благоустройству территорий, то есть создаются искусственные водоемы (где есть возможность), парки, аллеи, обустраиваются набережные и т. п.;
- Рассчитывается функциональное назначение каждого квартала, с учетом демографических перспектив, региональной экономической специфики (к примеру, промышленные предприятия создаются с учетом розы ветров и других факторов) и даже реалий макроэкономики;
- При создании инженерной инфраструктуры учитывается возможность использования локальных источников возобновляемой энергии в каждом квартале;
- Закладывается возможность использования внутридомовых энергосберегающих технологий (устройства для обеспечения естественной вентиляции и освещения) в привязке к возможностям региональной энергосистемы;
- Создается эффективная система водоснабжения и водоотведения (канализация с максимальной первичной очисткой перед сбросом в водоемы) в комплексе с локальными системами рециркуляции использованной воды, очистки так называемых «серых» вод, то есть использованных в хозяйственных целях;
- Создается система раздельного сбора твердых бытовых отходов, максимальной рециркуляции вторичных материалов, прорабатываются удобные для населения схемы по компостированию нетвердых бытовых отходов;
- Архитектурный облик зданий согласовывается с особенностями местного ландшафта, с имеющимися национальными архитектурными традициями.
- Создание объектов социальной инфраструктуры, необходимой для образовательно-культурного и духовного развития здорового, творчески активного общества, причем с учетом различия возрастных групп и стимуляцией общества к активному взаимодействию.
- Комплексное решение проблемы с рационализацией сортировки и переработки мусора;
- Стимуляция отношений, приводящих в движение жизнь сообщества:
- деловые отношения в рамках сообщества, местный рынок для своих, бартерные отношения;
- совместные мероприятия: постройка новых домов для членов сообщества, сборы фондов в рамках развития проектов членов сообщества, сборы в рамках медицинской помощи отдельным членам, совместная уборка территорий (субботники), посадка деревьев, фестивали, ярмарки, праздники;
- постоянные собрания членов коммуны для выработки общей стратегии, решения по вопросам текущей жизни принимаются совместно;
- местная самоуправляемая демократия.
- Развитие полноценной местной экономики в рамках небольших сообществ и малого бизнеса, обеспечивающего разнообразие, самоокупаемость и самодостаточность.